Логин
Пароль



Рекоменуем к просмотру родителям видеоролик о защите детских персональных данных.
ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ
25.11.2016

Как «правильно» запрещать ребенку?

24 и 26 ноября 2016 г. в рамках деятельности Родительского клуба Центра детского творчества «Феникс» прошло очередное занятие групп второго года обучения по теме: «Как «правильно» запрещать ребенку?».

Родители учащихся Центра в ходе занятия с ведущей Тупицо Ириной Борисовной смогли получить информацию и ответить на такие вопросы, как:

  • Что такое запрет и для чего он ставится?
  • Что и как взрослые запрещают детям?
  • Каким образом реагируют дети на родительские запреты?
  • Можно ли в воспитании ребенка обойтись без запретов?

Осознав истинную сущность запретов, участники поговорили о первопричинах, по которым родитель ставит запрет своему ребенку: осознанных запретах и неосознанных запретах.

Чаще всего родитель осознанно запрещает ребенку тогда, когда хочет его от чего-то защитить.

Вторая категория осознанных запретов – это когда родитель считает, что, воспитывая ребенка, мы должны ему ставить запреты. Иначе что это за воспитание? Иначе это вседозволенность, безобразие, и ребенок вырастет без ощущения того, что можно, а что нельзя.

Еще одна причина, по которой родители запрещают что-то своим детям – это привычка. Вот родителям, когда они были детьми, их родители запрещали что-то делать – и поэтому они теперь это же самое запрещают своим детям, иногда даже не осознавая.

На первом месте в неосознанных причинах – тот факт, что родитель прячет за этим какие-то свои чувства. Например, он раздражен, обижен на ребенка. И тогда, чтобы выразить эту злость, родитель иногда ставит ему запрет.

Еще одна категория неосознанных запретов – это когда родитель, например, завидует ребенку. Девочка говорит: «Мам, я хочу еще одно платье!» а у мамы было мало платьев, когда она была маленькой девочкой, и мама говорит: «Нет, ты это не получишь!» это зависть – совершенно нормальное объяснимое чувство, просто важно его осознавать – и что это не имеет отношения к реальной защите ребенка.

Еще одна причина неосознанных запретов – тревога родителя. Родитель может быть настолько неуверен, тревожен, ему настолько страшна жизнь, что он готов все запрещать ребенку, на всякий случай – лишь бы с ним ничего не случилось. И для родителя здесь важно понять, что это моя тревога, это я так сильно боюсь жизни, а мой ребенок тут не при чем.

Еще одна из неосознанных причин запретов – это желание родителя оставлять ребенка зависимым. Мы не всегда бываем готовы к тому, что ребенок растет, что он уходит от нас, что он все больше проводит времени без нас, и тогда мы запрещаем ему что-то, просто желая оставлять его возле себя, оставлять его зависимым от нас. 

Запрет на самом деле – это некая граница, которую мы ставим ребенку для того, чтобы действительно его защитить.

И как ни странно, запреты, несмотря на то, что детьми они воспринимаются без энтузиазма, само собой, и очень часто на запреты дети реагируют обидой, раздражением, злостью, возмущением, но запрет все равно важен для ребенка потому, что он позволяет, как любая граница, успокоиться. Понять, что есть кто-то – большой и взрослый, который смотрит за мной – что мне можно, а что нельзя, где мне стоит остановиться.

В нашей культуре есть сейчас такая проблема, что родители, выросшие в большом количестве запретов, теперь иногда думают, что надо ребенку разрешать все, не надо ему ничего запрещать. И это тоже ошибка, потому что это рождает в детях тревогу, беспокойство, ребенок беспокоится, бегает, он как будто бы не знает, куда себя деть. А иногда это приводит к провокациям – ребенок иногда провоцирует родителя на то, чтобы родитель поставил этот запрет или границу, чтобы понять, что все в порядке, есть кто-то большой и взрослый, кто за мной присматривает, кто решает вопросы, что можно, а что нельзя.

Именно поэтому запреты должны быть! Но их должно быть немного… И нужно, чтобы они были ясными, четкими и соответствовали традициям и устоям семьи.